Cпособности и профессиональная пригодностьКаждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют "задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общие и специальные. К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами. Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться. Темперамент оказывает некоторое влияние на стратегию поведения. Меланхолик страдает от одной мысли, что надо принимать решение. Холерик делает выбор под влиянием настроения. Флегматик думает слишком долго. Сангвиник принимает решение легко и непринужденно. Выбирая профессию, учитывайте особенности своего темперамента.
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, в исполнении своих решений - флегматиком.
- Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкурте-на-Майне,
к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- - Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- - Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- - Да я пишу… Стихи …
- - Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- - Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …
- Собеседником Моцарта был Гете…
Качества | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Развитый интеллект | Может работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. | Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. | Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов. |
Коммуникабельность | К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. | К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремиться к ним. | К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми. |
Ответственность | Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины своих неудач ищет в себе. | Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. | Избегает принимать решения, при удобном случает перекладывает ответственность на других. |
Организаторские способности | Способен увлечь людей своими идеями, умеет найти применения каждому человеку и убедить его в важности выполнямого им дела и обеспечить условия для выполнения работы. | Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. | Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией. |
Решительность | Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. | Принятие решения дается ценой некоторых усилий. | Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. |
Упорство | Идет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности. | Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения. | Отступает при первых трудностях. |
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, - отвечал портной, - приходите через три дня и забирайте оба!». Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка (знаменитый портной – прим.)» – гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» – парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня – от новых костюмов.