|
Золотые правила воспитания для родителей Любите своего
ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка
таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее
в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять
своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его
место. Создайте условия для
успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым,
удачливым. Не пытайтесь
реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что
воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего
ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый
ребенок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на
то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Помните, что
ответственность за воспитание ребенка несете именно вы
|
Правила выражения
своих чувств к ребенку Можно выражать свое
недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать
действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или
«непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого
есть основания. Недовольство
действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в
неприятие его. Не требуйте от ребенка
невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете
изменить в окружающей обстановке. Старайтесь не
присваивать эмоциональные проблемы ребенка (перестань плакать, этим ты мне
мешаешь). Чтобы избегать
излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями
ребенка. Ребенка можно считать
подготовленным к жизни, если родители научат его следующим вещам: Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и
существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную
жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя. Любовь к
себе формируется при положительном к нему отношении, когда он чувствует, что он
кому-то нужен, что его любят и принимают, когда ему сочувствуют и сопереживают,
когда он абсолютно уверен в своих способностях к той или иной деятельности и
все это придает ему чувство собственной значимости. Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные
жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок
научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в
подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить,
что с ним происходит, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие
проблемы и неприятности.Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не
может чувствовать одно, думать о другом, а действовать еще как-нибудь. У него
детская чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его
говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он
боится или стесняется. Поэтому рекомендуется помогать ребенку проявлять свои
негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму:
«Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы
начнем с тобой делать уроки!» Интересоваться и задавать свои вопросы. Все разговоры о
подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях
окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться этим и реагировать на
замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим. Детей надо учить
самих предполагать ответы на вопросы, помогать искать и находить их. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными
проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это
ума дело», «Вырастешь – поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на
все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать глобальное
системное мышление ребенка. Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не
должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно
учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который
боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим
неудачником. Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым.
Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их
слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое
несовершенство. Думать самому. Чувство собственной уникальности и
способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой
способности легко научить, если просто поощрять ребенка к тому, чтобы он
высказал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Знать, в чем можно полагаться на взрослого. Нам необходимо
объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка,
которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают
их права.
|